Вам помочь? Обращайтесь
Владимир Никишин

Adobe Illustrator для веб-дизайнера 9) Векторная графика: техники рисунка

В этих конспектах нет основ — рисования прямоуголников, овалов и т. п. Тут записано только то, что отличает Illustrator от других дизайнерских программ.

Материалы цикла представляют собой мои личные конспекты. Нет времени превращать их в полноценные обучающие статьи, и поэтому свободное отношение к слову может расстроить граммар-наци. Также не исключено, что использование каких-то картинок нарушит авторские права. Это нехорошо, но давно не помню, где и что брал... Я предупредил.

  1. Введение
    1. 💾 Файлы, монтажные области
    2. 🗓 Cлои
  2. 🗜 Трансформация объектов
    1. Перемещение, выравнивание и распределение объектов
  3. 🎼 Линии и сетки
  4. ➰ Контуры
    1. 🖋 Перо и инструмент «Кривизна» (Curvature)
    2. 👱‍♀️ Правила красивых контуров
  5. ✍️ Обводка
  6. 🎨 Цвет, заливка
  7. 🔶 Фигуры
  8. 🔠 Текст
  9. 🏰 Векторная графика: техники рисунка
    1. 💪 Shape Builder Tool (Создание фигур) — ⇧M
    2. ✏️ Рисование фигур линиями и инструментом быстрой заливки
    3. ❤️ «Оформление» (Appearance) — палитра и раздел палитры «Свойства»
    4. 📐 Направляющие и линейки
    5. 🚶🏻‍♂️ Переходы (Blend)
    6. 🎁 Перспектива
    7. 🎩 Cтили графики
    8. 🔣 Символы
    9. 🏀 Сетчатые объекты (meshes)
    10. 👩 Ресницы, брови, волосы
    11. 🖌 Кисти и ластик
    12. ☀️ Распределение объектов по кругу
  10. 🦊 Советы и хитрости
  11. 🛠 Инструменты+
  12. ⌨️ Горячие клавиши
  13. 🖨 Печать
  • ⇧R — Деформация
  • ⌘D — Повтор дублирования с равными промежутками.

Object ➜ Transform ➜ Transform Again

🔵  Маски

Нарисовать фигуру маски поверх маскируемого объекта и сделать одно из двух:

  • выбрать Object ➜ Clipping Mask ➜ Make (⌘7)
  • нажать кнопку Make Mask в панели Transparency

Или, только для маскируемых изображений:

  • нажать кнопку Make/Release Clipping Mask внизу панели слоев
  • нажать кнопку Mask в контрольной панели.
Кнопки маски

Переключаться между маской и маскируемым изображением можно в палитре слоев или в контрольной панели.

Переключатель между маской и маскируемым изображением

🔵  Режимы наложения

Разбиты на 5 групп: затемнение, осветление, контраст, выворотка, HSL.

  • Затемнение. При наложении белого цвета изменений не происходит.
    • Darken (замена темным). Те области верхнего слоя, которые темнее нижнего, сохраняются или усиливаются. Более светлые становятся прозрачными.
    • Multiply (умножение). Самый популярный режим наложения. Темнота подложки усиливает темными областями верхнего слоя.
    • Color Burn (затемнение основы). Максимально контрастное затемнение темных областей.
  • Осветление. При наложении черного цвета изменений не происходит.
    • Lighten (замена светлым). Противоположность Darken. Светлые области верхнего слоя усиливаются, темные игнорируются.
    • Screen (осветление). Самый популярный режим осветления. Итоговый цвет всегда получается светлее. Эффект подобен проецированию на экран нескольких слайдов, один поверх другого.
    • Color Dodge (осветление основы). Цвет подложки становится светлее с учетом цвета верхнего слоя.
  • Контраст.
    • Overlay (перекрытие). Самый популярный режим в группе. Совмещает в себе эффекты Screen и Multiply: светлое становится более светлым. Темное — более темным.
    • Soft Light (рассеянный свет). Эффект похож на освещение иллюстрации рассеянным источником света.
    • Hard Light (направленный свет). Эффект похож на освещение иллюстрации направленным источником света.
  • Выворотка.
    • Difference (разница). Вычитает значение цвета подложки из цвета верхнего слоя или наоборот, в зависимости от того, какой из них ярче.
    • Exclusion (исключение). Режим аналогичен Difference, но менее контрастен.
  • HSL
    • Hue (тон). Верхний слой меняет тон. Насыщенность и яркость такие же, как у подложки.
    • Saturation (насыщенность). Верхний слой меняет насыщенность. Тон и яркость такие же, как у подложки.
    • Color (цвет). Верхний слой меняет тон и насыщенность. Яркость такая же, как у подложки.
    • Luminosity (яркость). Верхний слой меняет яркость. Тон и насыщенность — такие же, как у подложки.

Примечание. Режимы «Разница», «Исключение», «Цветовой тон», «Насыщенность», «Цвет» и «Яркость» не применяются к плашечным цветам. В большинстве режимов наложения непрозрачный черный цвет скрывает нижний слой.

🔵  Изоляция иллюстрации для редактирования

Двойной клик на группу или контур изолирует ее от остальной графики.

Кроме того, в верхней панели есть кнопка изоляции.

Кнопка изоляции

Части составных контуров в изолированном режиме можно копировать, двигать и т.д. — так же, как в Sketch

Изолированный режим

🔵  Шаблонный слой — для срисовывания фотографий и эскизов.

Шаблонный слой — это рабочий слой, который не попадает в экспортируемый файл и используется, главным образом, для фотографий или рисунков, которые нужно срисовать в векторном формате.

Шаблонный слой

Чтобы сделать слой шаблонным, надо

  • дважды кликнуть в его строке в панели слоев
  • в диалоге настроек выставить флаг Template
  • в поле Dim images to указать желаемую степень прозрачности (50% по умолчанию, как правило, менять не нужно)

🔵  Инструмент сглаживания

Помогает сгладить неудачно нарисованные плавные контуры. Надо провести по неудачному фрагменту — можно многократно, можно откатывая — добиваясь лучшего результата.

Инструмент может добавлять новые опорные точки, но результат, как правило, того стоит.

Инструмент сглаживания

🔵  Обработка контуров: объединение и разделение объектов

В первой строке палитры «Обработка контуров» (Pathfinder) собраны стандартные инструменты сочетания фигур:

  • Добавить к фигуре
  • Вычесть из фигуры
  • Область пересечения фигур
  • Исключить область пересечения фигур.

☝️🧐  Чтобы результат получился редактируемым, следует нажать на одну из иконок с нажатым Alt’ом.

Вычитание контура

Во второй строке есть дополнительные инструменты, самый важный из которых — первый, Divide «Разделение». Он разделяет фигуры по контурам, сохранив все составные фрагменты.

Разделение
Разделение

Впрочем, того же самого можно сделать Shape Builder Tool.

☝️🧐  В меню палитры стоит выбрать полезные опции:
Remove Redundant Points и Divide and Outline Will Remove Unpainted Artwork

Меню палитры объединения контуров (Pathfinder)

🔵  Импорт изображений (⇧⌘P)

  • Можно выбрать способ подключения: вложенный (полезен при совместной работе), ссылка (экономия на размере файла.)
    Можно выбрать способ подключения
  • Выбрав изображение и кликнув по надписи Image или Linked File в левом углу контрольной панели, откроем панель изображений документа: как вложенных, там и связанных. В деталях связанного изображения можно кликнуть по пути к нему или иконке цепочки и, при необходимости заменить картинку.
    Панель изображений
  • Кликнув, по иконке «стрелка и листок» в панели изображений перейдем к тому месту документа, где картинка используется.

    Кликнув по иконке редактирования, откроем картинку в Photoshop’е. Также можно выбрать Edit Original в контрольной панели.

    Edit Original
  • Также панель изображений можно открыть, кликнув по иконке цепочки в панели свойств.
    Иконка цепочки

🔵  Марионеточная деформация (Puppet tool)

Позволяет изменять позы персонажей, как режиссеру кукольных мультфильмов.

☝️🧐  Но поскольку редактирование приводит к созданию совершенно нового объекта, в веб-анимации применять нельзя — анимация получится покадровой, а значит, большого файлового размера. Для веб-анимации лучше рисовать подвижные части тела отдельными объектами и вращать и перемещать их в AI. Впрочем, Puppet tool можно использовать для планирования движений персонажа.

  • Выбрать инструмент и расставить опорные точки (привязки) — те места в графике которые будут перемещаться и те, которые будут сохранять неподвижность. В рисунках людей и животных — это суставы конечностей, шея, поясница.

    Марионеточная деформация

    Помимо опорных точек вокруг фигуры появится полигональная сетка, отображающая карту возможных искривлений контура. Ее можно скрыть, убрав флаг в панели свойств.

    Марионеточная деформация
  • После расстановки точек, их можно передвигать, вращать вокруг них части фигуры.
    Марионеточная деформация
    Марионеточная деформация

🔵  Многократное дублирование с равными промежутками.

Перетащить с alt’ом объект и тем самым дублировать его. Дублировать затем каждый новый объект с помощью ⌘D.

🔵  Warp Tool (Деформация) — ⇧R.

Предназначен для трансформации формы объекта, имитирующей «лепку». Визуально выглядит как смещения пальцем.

Выделите объект, который необходимо подвергнуть деформации и выберите Warp Tool в панели инструментов. Зажмите левую кнопку мыши, когда курсор находится рядом с выделенным объектом и проведите курсором по направлению к нему.

Деформация

🔵  Инструмент «Мастер фигур» (Shaper Tool)

«Мастер фигур»

Позволяет рисовать линии, прямоугольники, многоугольники и окружности (в том числе — наклонённые на 45º) с помощью мыши или с жестов на экране сенсорного устройства. Приблизительные эскизы превращаются в ровные динамические фигуры.

«Мастер фигур»
  • Если рисовать многоугольник, он всегда будет гексагоном. Но количество узлов можно изменить, потянув за специальную ручку «мастером фигур».
    «Мастер фигур»
  • Чтобы соединить фигуры, можно мастером фигур нарисовать N или Z в области пересечения.
    «Мастер фигур»
  •  Составные части объединённой фигуры можно редактировать, если дважды кликнуть на ту часть, которую нужно поправить.
    «Мастер фигур»
  • Если начать рисовать зигзаг за границами фигуры, и продолжить на пересечении и фигура и область пересечения будут удалены.

Если начать рисовать зигзаг за границами фигуры, и закончить, не залезая на пересечение, будет удалена только выступающая часть фигуры.

Комментарии